Профилактика суицидального поведения подростков

Памятка для педагогов и родителей

Профилактика суицидального поведения подростков

 Признаками эмоциональных нарушений:

·                потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней

·                частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)

·                необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

·                постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти

·                ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие

·                уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку

·                нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы

·                погруженность в размышления о смерти

·                отсутствие планов на будущее

·                внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

Внешний вид и поведение

Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Анемия. Тихий монотонный голос. Замедленная речь. Краткость ответов. Отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь.  Патетические интонации. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность.

Эмоциональные нарушения

Скука. Грусть. Уныние. Угнетенность. Мрачная угрюмость. Злобность. Раздражительность. Ворчливость. Неприязненное, враждебное отношение к окружающим. Чувство ненависти к благополучию окружающих. Чувство физического недовольства. Безразличное отношение к себе, окружающим. Чувство бесчувствия. Тревога беспредметная (немотивированная). Тревога предметная (мотивированная). Ожидание непоправимой беды. Страх немотивированный .Страх мотивированный. Тоска как постоянный фон настроения. Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

Психические заболевание

Депрессия, неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения.

Оценка собственной жизни

Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем.

Оценка собственной жизни

Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем.

Взаимодействие с окружающим

Нелюдимость, избегание контактов с окружающими. Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью. Склонность к нытью. Капризность. Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

Слезливость. Расширение зрачков. Сухость во рту (“симптомы сухого языка”). Тахикардия. Повышенное АД. Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха. Ощущение комка в горле. Головные боли. Бессонница. Повышенная сонливость. Нарушение ритма сна. Отсутствие чувства сна. Чувство физической тяжести, душевной боли в груди. То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе). Снижение веса тела. Повышение веса тела. Снижение аппетита. Пища ощущается безвкусной.

Динамика состояния в течение суток

Улучшения состояния к вечеру.   Ухудшение состояния к вечеру

Основные мотивы суицидально поведения у подростков:

1.      Суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);

2.      Переживание обиды, одиночества, непонимания;

3.      Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;

4.      Чувство мести, злобы, протеста;

5.      Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;

6.      Страх наказания;

7.      Избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

К группе риска относят:

1.      Трудных подростков. В их среде остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения, а употребление алкоголя и наркотиков повышают вероятность внезапных импульсов.

2.      Наследственные суициды. Дети из такой семьи могут пойти по жизненному сценарию своих близких;

3.      Дети – инвалиды, страдающие от своей физической неполноценности;Хочу такой сайт

4.      Дети, с низкой самооценкой, обидчивые, легко впадающие в депрессивные состояния.

Рекомендации педагогам и родителям:

Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка попробуйте:

1.      Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.

2.      Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

3.      Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.

4.      Напоминание о значимых для него людях.

5.      Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».

6.      Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

7.      Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

8.      Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

9.      Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)

Рекомендации педагогам, работающим  с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:

1.      Не акцентируйте внимание класса на поведении данного подростка;

2.      Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы;

3.      Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них;

4.      Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей;

5.      Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нем со стороны одноклассников;

6.      Постарайтесь вызвать интерес и  привлечь подростка к общественной деятельности, чтобы он почувствовал свою значимость;

7.      При малейшей возможности хвалите ребенка, подчеркивайте его положительные стороны;

8.      Если ученик в свободное время не посещает никаких секций и кружков – помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям;

9.      Дайте рекомендации родителям о том, как им следует изменить свое отношение к ребенку;

10.  Устраивайте по возможности классные вечера, походы в дома культуры, на природу, в кино, возлагая при этом на данного ученика  роль вашего незаменимого помощника.    

Рекомендации родителям:

1.      Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте  юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!

2.      Позвольте ребенку участвовать в распределили средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.

3.      Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.

4.      Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом акцент на мысли: «Я – не просто родитель, я – твой друг».

5.      Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:

·         помогите выбрать телепрограмму по интересам;

·         читайте и обсуждайте, журналы, статьи из газет;

·         ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск;

Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.

6.      Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.

7.      Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице… Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.

8.      Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:

·         не критикуйте его недостатки;

·         не упрекайте, не обвиняйте его;

·         не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;

·         не шантажируйте друг друга властью над ребенком.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».